Тема: Правописание
безударных окончаний имен существительных 1, 2
и 3 склонений.
Цели урока:
Образовательные:
-
закрепить знания учащихся по данной теме;
-
повторить написание слов с непроверяемой
безударной гласной;
-
закрепить умение определять падеж, склонение
имени существительного
Воспитательные:
ò
воспитывать интерес к предмету;
ò
воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.
Развивающие:
-
способствовать развитию внимание, мышление,
память.
Оборудование:
- индивидуальные
карточки с текстом,
-
карточки с заданиями для исследовательской
работы;
-
презентация 12 слайдов (среда POWER POINT),
-
Рабочая тетрадь по русскому языку «Пишем
грамотно» М.И. Кузнецова. Москва «Вентана-Граф», 2005 год (программа «Начальная
школа ХХI века»).
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
1.
Орг. момент.
Ребята, начать наш урок я хотела
бы с пословицы:
"Каждый день жизни
прибавляет частицу мудрости".
−
Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое
мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке
нам понадобиться этот сундучок.
2.
Чистописание.
−
Прочитайте, какое слово написано в показе?
−
Что о нем можете сказать?
−
Вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.
−
Подберите к этому слову однокоренное имя
существительное 1 склонения, 2 склонения. Запишите. Выделите орфограмму.
−
Каким способом образованы однокоренные слова?
−
Что общего между записанными словами?
−
О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?
−
Какие слова мы называем именами существительными?
−
Какое слово лишнее? Почему?
−
Чем каждое слово отличается слова друг от друга?
−
Над каким склонением мы сегодня будем работать?
−
Давайте вспомним, какие имена существительные относятся
к 1 склонению?
−
Какие имена
существительные относятся ко 2 склонению?
−
Какие имена
существительные относятся к 3 склонению?
3.
Подведение к
теме урока.
А сейчас давайте проведем
маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Работаем.
1группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному.
Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать
высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным,
то знак -
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно
высказывание и доказывает его верность.
1.
|
Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже
окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.
|
|
2.
|
Имена существительные 1 склонения имеют в родительном
падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.
|
|
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами
Р.п.___________________________________окончание
Д.п. ___________________________________окончание
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 1
склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном
падеже окончание –…. является верным..
2 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному.
Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать
высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным,
то знак -
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно
высказывание и доказывает его верность или неверность.
1.
|
Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.
|
|
2.
|
Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.
|
|
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными
словами__________________________
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения
имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение
будет неверным.
3 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному.
Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать
высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным,
то знак -
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно
высказывание и доказывает его верность или неверность.
1.
|
Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в
дательном и предложном падеже окончание –е.
|
|
2.
|
Имена существительные 3
склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах
окончание –и .
|
|
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными
словами__________________________
Р.п.___________________________________окончание
Д.п. ___________________________________окончание
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 3
склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –….
является верным.
Проверка.
Какой вывод сделала 1 группа, 2
группа, 3 группа?
На доске появляется:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. – И - - И
Д.п. –Е - - И
П.п. –Е -Е - И
−
Какова тема
нашего урока?
−
Начертите в
тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных.
−
Что у вас вызывает трудности?
−
Над этим мы и будем работать на уроке.
−
Всегда ли легко определить, какую букву писать в
окончании?
−
Как проверить
написание безударных окончаний в именах существительных:
−
Вспомним наши шаги.
−
Какие слова являются опорными для каждого склонения?
1.
Упражнения в
определении безударных окончаний имен
существительных трех склонения.
1 группа с учителем, остальные – по карточкам.
Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.
В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по
пустыне.
−
Сравни окончания. Что вы заметили?
−
Почему в этих словах мы написали окончание – Е?
−
Какое слово лишнее?
−
Сделайте вывод.
2-3 группы.
Задание №1. Спиши. Определи
падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.
В холод…, о жизн…, из деревн.., к
сирен…, по букв…, из шерст…, в фонтан….
Проверка 2-3 группы.
−
Зачитайте слова с окончанием – И.
−
Почему в этих словах вы написали окончание – И?
−
Какое слово лишнее?
−
Сделайте вывод по этой работе.
2.
Упражнение
на различие имен существительных 1 и 3 склонения.
А). Составьте предложение с именем существительным
3 склонения в дательном падеже.
−
Запишем. (Комментировано.)
−
Дайте характеристику предложения.
−
Разберите по членам предложения и частям речи.
Составьте предложение с именем
существительным 1 склонения в дательном падеже.
−
Сравни окончания. Что заметили?
−
Почему падеж один и тот же – дательный, а окончания
разные?
−
Значит, от чего зависит правильное написание окончаний
имен существительных?
Б). Работа в парах. ( У каждого варианта
карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует
взаимопроверка в парах.)
−
Кто справился
с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
−
Какие ошибки допустили?
−
Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы
избежать ошибок?
−
Над какой темой мы с вами работаем?
−
Что вы должны сегодня уяснить для себя?
−
Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться
в правописании безударных падежных окончаний?
3.
Тестовая
проверка.
Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с высказыванием,
поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1.
|
У имён существительных третьего склонения окончание - и
пишется в родительном, дательном и предложном падежах.
|
|
2.
|
У имён существительных второго склонения, никогда не
пишется окончание -и.
|
|
3.
|
У имён существительных первого склонения в предложном
падеже пишется окончание -и.
|
|
4.
|
У имён существительных первого склонения в предложном
падеже пишется окончание -е.
|
|
5.
|
У имён существительных первого склонения в форме
родительного падежа окончание -е.
|
|
6.
|
У имён существительных первого склонения в форме
родительного падежа окончание -и.
|
|
7.
|
Словом-подсказкой для имён существительных первого
склонения с безударными окончаниями может быть слово стена.
|
|
8.
|
У имён существительных третьего склонения окончание - и
пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е.
|
|
4.
Итог
урока. Рефлексия.
−
Какое умение мы оценивали в начале урока?
−
Давайте оценим умение писать безударные окончания имен
существительных еще раз. Если ваша
самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте
новый +.
−
Кому стало легче определять безударные окончания имен
существительных?
−
Кто остался на
том же уровне.
ò
Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
5.
Домашнее
задание.
В рабочей тетради №2 на странице 19 упражнение
№ 5.
(Урок построен с использованием презентации)
|