Урок русского языка в 3-м классе
Тема: "Правописание мягкого знака
после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Цели:
- познакомить с новой орфограммой "Правописание
мягкого знака на конце существительных после шипящих;
- умение анализировать; прививать навыки
самостоятельной работы;
- Развитие внимания, зрительной памяти учащихся.
- воспитывать культуру общения, умение работать
индивидуально и коллективно;
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Пальчиковая
физминутка. (Подготовка руки к письму)
(Презентация,
слайды 2-6)
1. Разминка.
Ты утенок не
пищи! Лучше маму поищи.
2. Большой палец.
Покажи уменье
другу, покружись-ка ты по кругу.
3. Человечек.
«Топ-топ-топ!» -
топают ножки. Мальчик ходит по дорожке.
4. Цветок.
Набухай скорей,
бутон, распусти цветок – пион!
5. Моя семья.
Вот бабушка, вот
дедушка,
Вот папочка, вот
мамочка,
Вот деточка моя,
а вот и вся семья!
II.
Чистописание.
У. Рассмотрите
узоры своего показа. Какую орфограмму вы узнаете.
Какую работу может выполнять мягкий знак?
Д. - выступать
как показатель мягкости
Д. -служить
разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной
Д. -
предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным
У. Пропишите показ.
III.
Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке
учебной задачи
На слайде №7:
П…льто, в…р…бьи,
к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
У. Прочитайте слова. Выпишите слова в два
столбика.
Проверка.
У. Объясните
написание орфограмм.
(Слайд №7)
У. По каким
признакам распределили слова?
Д.- в один
столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в
другой столбик с разделительным мягким знаком.
У. Зачитайте
слова первого столбика.
(Дети зачитывают
слова) (Слайд № 8)
У. Зачитайте
слова второго столбика.
(Дети зачитывают
слова) (Слайд № 8)
У. О чем
задумались во время работы?
Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь».
(Слайд № 8)
Д. Я думаю в
первый столбик, как показатель мягкости.
Д. А я не
согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.
Д. Но и в первый
столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.
Д. А может он
здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем?
У. На какой звук
оканчивается слово?
Д. Мягкий,
шипящий.
У. Давайте закроет
мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?
Д. Слово
произносится так же, как и с мягким знаком.
У. Нужен ли мягкий
знак для обозначения мягкости согласного [щ]?
Д. Нет.
Д. Я понял,
Алена была права, значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу.
Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься
новой темой и узнаем, для чего ещё нужен
мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.
IV.
Возникновение проблемной ситуации.
(Слайд № 9)
Замени одним словом:
Она бывает
детской и письменной – (речь)
Горчица
оставляет во рту … (горечь)
Плохое
настроение вместе с капризами – (плач)
Морской, речной
бывает он – (пляж)
У. Что заметили
в словах?
У. Почему-то в
одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет.
У. Какая
проблема встает перед нами?
Д. Нам надо
узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак,
а когда нет.
V.
Открытие детьми нового знания.
У. Я хочу
предложить поработать вам в группах.
Прочитайте
задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав его
схематично.
(Слайд № 10)
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Определите род имен существительных.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите, на какие группы можно распределить
слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Чем отличается написание слов первой группы от
написания слов второй группы?
- Сделайте вывод. Сформулируй правило.
- Сравни свой вывод с другими группами.
Слова на карточках (Слайд № 11):
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь,
карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая группа
выполняет задание на листах. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о
своих исследованиях. (Слайд № 11)
Записывают
схематично правило.
У. Какова же
работа мягкого знака в эти словах?
Д. Грамматическая,
он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего –
ж. р., нет мягкого знака – м. р.
У. Какой вывод
по нашей проблеме сделаем?
Д. Мягкий знак
после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных
женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий
знак не пишется.
Как это показать
схемой?
(Дети объясняют
схему на доске). (Слайд № 12)
VI.
Работа с учебником (правило).
У. Давайте
проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила
на странице 138.
У. Правы ли были
мы с вами?
Д. Да. В правиле
тот же вывод, что сделали и мы.
VII.
Физкультминутка.
VIII.
Закрепление полученных знаний.
У. Каким
алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании
мягкого знака после шипящих у имен существительных?
(Слайд № 13)
Д. Надо определить сначала часть речи, ведь
вдруг нам встретился глагол.
Д. Тогда наше
правило для него не подходит.
Д. Да. Ведь мы определяем написание мягкого знака после шипящих у имен
существительных.
У. Хорошо. Какой сделаем второй шаг?
Д. Затем надо определить род имени
существительного. Если имя существительное будет женского рода, то пишется
мягкий знак. Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не
пишется.
а). У. Пользуясь этим алгоритмом, выполним задание
№ 2 в
рабочей тетради
на стр.
39
(Комментированное
выполнение с подробным объяснением.)
У. Какой вывод по этой работе мы можем сделать?
Какую работу может ещё выполнять мягкий
знак?
б) Отгадайте
загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в
женском роде и без него в мужском роде).