Разработка
урока русского языка в 4-м классе
по
программе Т. Г. Рамзаевой на тему:
Елегечева Наталья
Викторовна, учитель начальных классов
Цели урока:
развитие умений различать временные формы глаголов и
правильно их употреблять;
развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои
мысли в устной и письменной форме;
воспитать самостоятельность, внимательность.
Оборудование:
для учителя – учебник, компьютер, карточки для учащихся;
для учащихся – учебник, тетради, орфографические словари.
Ход
урока:
1. Организационный
момент. (2 минуты) 2. Работа над
созданием эмоционального настроя на уроке и восприятие предлагаемого материала.
(4 минуты)
На доске иллюстрация
и стихотворение.
У: Рассмотрите слайд № 1.
У: Рассмотрите иллюстрацию.
У: Прочтите каждый самостоятельно стихотворение, затем
выразительно вслух
«Зима»
Е. Русаков
До марта
скованы пруды,
Но как
теплы дома!
В сугробы
кутает леса
Заботливо
зима.
Снег
осыпается с берез
В дремотной
тишине.
Картины
летние мороз
Рисует
на окне.
У: Почему мне захотелось показать вам
именно этот слайд?
У: Какие орфограммы правописания вы
увидели?
У: Над чем мы с вами сегодня будем работать?
У: Какое настроение вызвали у вас эти
строки?
У: Ваше прекрасное настроение позволит
нам провести урок плодотворно, поможет вспомнить пройденный материал.
3. Работа с анаграммами.
Слайд № 2.
у а
м с м (сумма)
ь
а
о с т з р
н (разность)
а о
л л г
г (глагол)
е ч
а о т
с н (частное)
У: Найдите
«лишнее» слово.
У: Какую работу я вам сейчас предложу? (вспомнить
всё о глаголе)
Работа в группах.
У: Рассмотрите слайд № 3, найдите верное
утверждение. Поставьте в тетради ту букву, под которой верное утверждение.
Докажите.
А). Глагол – это часть речи, которая
отвечает на вопросы что делает? что
сделает? что делают? что сделают? И обозначает действие предмета. В
предложении глагол является сказуемым. Глагол имеет начальную форму
(неопределённую), которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма имеет суффиксы ть,
ти.
В). Глагол – это часть речи, которая
отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол
является второстепенным членом предложения. Глагол имеет начальную форму
(неопределённую), которая отвечает на вопросы что? кто?
4. Словарная работа. Слайд № 4.
Игра
Сиять ярким, искристым, прерывистым светом.
У: Посмотрите написание слова в словаре.
У: Запишите его в тетрадь, поставьте ударение,
подчеркните орфограмму.
У: Какой частью речи является это слово? Докажи.
У: Устно составьте словосочетание.
У: Придумайте однокоренные слова к слову сверкать.
(запись слов
на доске, выделив корень)
Сверкать, сверкнуть, сверкание, засверкать,
отсверкать, посверкать.
Проверка – слайд №4.
У: Какие слова мы называем однокоренными?
5. Работа над новым материалом. Слайды № 4,5.
У: Образуйте от глагола неопределённой формы сверкать
глагол, действие которого происходит сейчас на данный момент.
У: Запишите его комментировано. (сверкает)
У: На
какой вопрос отвечает этот глагол? (что делает?)
У: В какое
время происходит действие данного глагола?
У: Значит,
какого времени будет этот глагол?
У: Придумайте глаголы настоящего времени.
У: Сделайте вывод о глаголах настоящего времени. Слайд № 5а.
У: Образуйте от глагола сверкать глагол,
действие которого уже прошло.
У: Запишите его. (сверкала, засверкала)
У: На какой вопрос отвечает этот глагол?
У: В какое
время происходит действие данного глагола?
У: Значит,
какого времени будет этот глагол?
У: Придумайте глаголы прошедшего времени.
У: Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени.
Слайд № 5б.
У: Образуйте от глагола сверкать глагол,
действие которого ещё когда-то совершится.
У: Запишите их (будет сверкать, засверкает)
У: На
какие вопросы отвечают эти глаголы?
У: В какое время происходит действие данного
глагола?
У: Значит,
какого времени будет этот глагол?
У: Придумайте глаголы будущего времени.
У: Сделайте вывод о глаголах будущего времени. Слайд № 5в.
6. Работа по учебнику.
У: Давайте проверим, верно ли мы сделали вывод.
Откройте учебник стр.64 и прочитайте правило.
7. Коллективная работа.
А). Записать
глаголы в 3 столбика.
Н. в. П. в. Б.в.
Потеплело, взял, будут кататься,
увидит, катит, упал, стоит, блестит, скатился,
повеселились.
У: Чему мы учились, выполняя это задание?
8. Физическая разминка.
У: У вас
каждого на столе лежат перевёрнутые карточки. Прочитайте слова на
карточках.
У: Нужно выйти к доске и распределить слова в три столбика.
9. Работа по закреплению нового материала.
Работа по
уровням.
1
уровень. По учебнику Т. Г. Рамзаевой
выполняем упражнение 404 на стр. 64.
2 уровень. По
учебнику Нефёдовой выполните упр. 352 на стр.187.
3 уровень.
Напишите небольшой рассказ, глядя на эту картину. Определите время глаголов. Слайд № 6.
10. Самостоятельная работа. Слайд № 7.
У: Прочитайте что записано на карточках и на слайде?
У: Почему вы решили, что это текст?
У: Назовите вид текста. (Описание)
У: Какой
заголовок больше подойдёт, почему?
А). Зима.
Б). В зимнем
лесу.
В). Зимой.
Солнце осветило вершины деревьев.
Тихо в зимнем лесу. Пушистым снегом укрылись ветки елей. Тонкие стволы молодых
берёз прогнулись под тяжестью снега. Вот простучал дятел. С широкой еловой
ветки упал снежный ком. Вдруг лесную тишину нарушили птичьи голоса. Это стайка
клестов летит в воздухе. Удивительно
красивы эти птички. Словно яркие красные бусы обсыпали они вершину ели. Ловко и быстро добывают клесты
семена из тяжёлых шишек.
У: Самостоятельно определите у глаголов время.
11. Итог урока: Домашнее задание. Выучить правило стр.64, упр. 406.
|