Четверг, 19.10.2017, 06:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Погода
Категории раздела
Разработки уроков [12]
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 473

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарик
Фраза дня
Ждем праздника
Осталось...
Главная » Файлы » Уроки » Разработки уроков

Урок русского языка. Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.
[ Скачать с сервера (2.86Mb) ] 12.12.2010, 22:12

Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.

Цель урока:  формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

Задачи урока:

       организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

       способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

       способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: 

презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор, карточки для групповой работы,   Русский язык: Учебник  для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Графф, 2005, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 часть.

 Ход урока:

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

 

2. Минутка чистописания.

У. – Что вы узнали в узорах своего показа?

Д. –  Суффикс –ИЩ– .

Игра с суффиксами. (Слайд № 3)

У. – Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не  кот, а…

Д. –  Котище.

У. – Не слон, а …

Д. –  Слонище.

У. – Не дом, а …

Д. –  Домище.

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. –  Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?  

Д. –  Суффикс  ищ–.

У. – На что он указывает? 

Д. – Суффикс –ищ– указывает на то, что предмет очень большой.

У. – Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

 

3.       Стадия вызова.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём «Найди верное выражение». (Слайды № 4-9)

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Найди верное утверждение:

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется

после мягких согласных, кроме [ч'].

(Подведение итогов)

У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. – О суффиксе. (Слайд № 10)

 4.     Стадия осмысления.

Методический прием инсерт

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

а.     Работа с текстом (индивидуальная и парная)

Каждому ребенку выдается текст. (Слайд № 11)

Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Карточка № 1

1.          Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2.     Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

  Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

  Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

  Выделить в слове суффикс.

3.     Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

4.     После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.

5.     После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.

6.     Есть два похожих суффикса: –ик– и  –ек– : [дом'ик],  [внуч'ик],  [топор'ик], 

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному. 

 У.– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.

У.    Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

Д. – Поставил восклицательный знак возле цифры 4 и 5, потому что немного затрудняюсь при письме этих суффиксов.

Д. – Я поставил восклицательный знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.

Д. – А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.

Д.  Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс –ик–, а когда –ек–.  Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

 б.     Решение проблемного вопроса

У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 12-13)

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? 

Д.  Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

Д.  Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–. 

У. – Определите тему нашего урока.

Д.  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

У. – Чем же мы будем заниматься?

Д.  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. 

У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

Д.   Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

Д.   Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик

У.  Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы –ик–и –ек–.  (Самостоятельное определение детьми уровня собственных знаний).

У. – Знаем ли мы, как они пишутся? (Слайд № 14) Как мы можем узнать об этом?

Д.  Можно прочитать правило в учебнике.

Д.  Можно самим вывести это правило.

У.  Какой путь вы выбираете?

Д.  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

 Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

 (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

садик                            (нет) пенёчка

кармашек             (нет) садика

пенёчек                (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–,  а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

 У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15)

У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Д. Надо прочитать правило в учебнике.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.

Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.

 5. Физминутка.

У. –  Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.  

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

 6. Составление алгоритма.

У. –  Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Дети предлагают свои варианты)

У. –  Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 16) Что заметили?

Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

 

7. Физминутка.

а). Зарядка для глаз. (Слайд № 17)

б). Пальчиковая зарядка.

ЧЕРВЯЧКИ

 Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает, головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед! "  Глядь - а червячков уж нет!
8. Закрепление.

Выполнение учащимися различных заданий.

У. – Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать   суффиксы –ик – и –ек –.

Дети рассказывают своих предположениях, а затем сверяют их со слайдом № 18..

 

а. Дифференцированная работа

(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

На слайде № 19: 

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда слове пишется суффикс  –ик , а когда  –ек –?

 Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №2 на стр. 28 упражнение 1, после выполнения работы проверка)

У. – Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.

  б). Редактирование слов

У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.     

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

У. – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения

 9. Самостоятельная работа.

Ученики работают по карточкам и за компьютерами.

У. Рассмотрите задание. Что неясно?

На столах у детей карточка № 5. Задание выполняется в карточке. В это же время к двум компьютерах подходят ученики и  проверяют свои знания по написанию суффиксов –ик –,–ек–. Затем их по очереди сменяют другие. (Слайд № 20)

 

10. Итог урока. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как?  Кто остался на том же уровне?

Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.

 Прием «Написание синквейна»

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

У. А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Написание синквейна детьми.

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.

3.Изменяем, не выпадает, выпадает.

4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

5.Внимание.

XI. Домашнее задание. Оценки за урок.

У. – Запишите домашнее задание: правило на стр. 112, упр. 3 на стр. 113.

Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

Ученики разбирают домашнее задание.

Категория: Разработки уроков | Добавил: Iskra | Теги: суффиксы ик, русский язык, ек
Просмотров: 60087 | Загрузок: 2672 | Рейтинг: 4.1/18
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добрый день!
...
Поиск
Живой календарь
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Блог класса "Непоседы"
  • Сайт учителя начальных классов Елегечевой Н.В.
  • Полезные ссылки
    Белый каталог сайтов Учительский портал Методсовет Каталог сайтов OpenLinks.RU SafeWeber.ru GlavBoard.ru Top-uCoz Добавить url в каталог ссылок. Добавить url в белый каталог Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Каталог сайтов Bi0 495ru.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Мои Наш сайт в каталоге manyweb.ru BannerFans.com Портал для учителей

    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz