Среда, 13.12.2017, 16:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Погода
Категории раздела
Разработки уроков [12]
Оцените мой сайт
Всего ответов: 349

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарик
Фраза дня
Ждем праздника
Осталось...
Главная » Файлы » Уроки » Разработки уроков

Урок русского языка. Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений.
[ Скачать с сервера (91.4Kb) ] 12.12.2010, 22:58

Тема:  Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2  и 3 склонений.

Цели урока:

Образовательные:

  •     закрепить знания учащихся по данной теме;
  •      повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
  •      закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного

Воспитательные:

ò     воспитывать интерес к предмету;

ò     воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

Развивающие:

  •       способствовать развитию внимание, мышление, память.

Оборудование:

  •     индивидуальные карточки с текстом,
  •              карточки с заданиями для исследовательской работы;
  •           презентация 12 слайдов (среда POWER POINT),
  •              Рабочая тетрадь по русскому языку «Пишем грамотно» М.И. Кузнецова. Москва «Вентана-Граф», 2005 год (программа «Начальная школа ХХI века»).

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

1.      Орг. момент.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

        Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

2.      Чистописание.

        Прочитайте, какое слово написано в показе?

        Что о нем можете сказать?

        Вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.

        Подберите к этому слову однокоренное имя существительное 1 склонения, 2 склонения. Запишите. Выделите орфограмму.

        Каким способом образованы однокоренные слова?

        Что общего между записанными словами?

        О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

        Какие слова мы называем именами существительными?

        Какое слово лишнее? Почему?

        Чем каждое слово отличается слова друг от друга?

        Над каким склонением мы сегодня будем работать?

        Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1 склонению?

        Какие  имена существительные относятся ко 2 склонению?

        Какие  имена существительные относятся к 3 склонению?

3.      Подведение к теме урока.

А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Работаем.

1группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

 

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.

 

Вывод: нам надо доказать верность  утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..

2 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – е.

 

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – и.

 

Вывод: нам надо доказать верность   утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

3 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

 

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в  родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

 

2.

Имена существительные 3  склонения имеют в  имеют в  родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

 

Вывод: нам надо доказать верность  утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.

Проверка.

Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?

На доске появляется:

                    1 скл.            2 скл.             3 скл.                                                                            

Р.п.               – И                   -                  - И

Д.п.               –Е                    -                  - И

П.п.               –Е                                   - И

        Какова тема нашего урока?

          Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные    окончания имен существительных.

            Что у вас вызывает трудности?

            Над этим мы и будем работать на уроке.

            Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?

            Как  проверить написание безударных окончаний в именах существительных:

            Вспомним наши шаги.

            Какие слова являются опорными для каждого склонения?

1.      Упражнения в определении безударных окончаний  имен существительных трех  склонения.

1 группа с учителем, остальные – по карточкам.

Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

        Сравни окончания. Что вы заметили?

        Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

        Какое слово лишнее?

        Сделайте вывод.

2-3 группы.

Задание №1. Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…, о жизн…, из деревн.., к сирен…, по букв…, из шерст…, в фонтан….

Проверка 2-3 группы.

        Зачитайте слова с окончанием – И.

        Почему в этих словах вы написали окончание – И?

        Какое слово лишнее?

        Сделайте вывод по этой работе.

2.      Упражнение на различие имен существительных 1 и 3 склонения.

А).    Составьте предложение с именем существительным 3 склонения в дательном падеже.

        Запишем. (Комментировано.)

        Дайте характеристику предложения.

        Разберите по членам предложения и частям речи.

Составьте предложение с именем существительным 1 склонения в дательном падеже.

        Сравни окончания. Что заметили?

        Почему падеж один и тот же – дательный, а окончания разные?

        Значит, от чего зависит правильное написание окончаний имен существительных?

Б).   Работа в парах. ( У каждого варианта карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует взаимопроверка в парах.)

           Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

              Какие ошибки допустили?

              Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок?

        Над какой темой мы с вами работаем?

        Что вы должны сегодня уяснить для себя?

        Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

 

3.      Тестовая проверка.

Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с выска­зыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

1.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

 

2.

У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и.

 

3.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и.

 

4.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е.

 

5.


У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа  окончание -е.

 

6.

У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа  окончание -и.

 

7.

Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово  стена.

 

8.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е.

 

4.      Итог урока.  Рефлексия.

        Какое умение мы оценивали в начале урока?

        Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных  еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

        Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных?

         Кто остался на том же уровне.

ò     Как оцениваете свою работу?  Расскажите по схеме:

5.      Домашнее задание.  

 В рабочей тетради №2 на странице 19 упражнение № 5.

(Урок построен с использованием презентации)

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: Iskra | Теги: безударные окончания имен существит, русский язык
Просмотров: 55785 | Загрузок: 4127 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добрый день!
...
Поиск
Живой календарь
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Блог класса "Непоседы"
  • Сайт учителя начальных классов Елегечевой Н.В.
  • Полезные ссылки
    Белый каталог сайтов Учительский портал Методсовет Каталог сайтов OpenLinks.RU SafeWeber.ru GlavBoard.ru Top-uCoz Добавить url в каталог ссылок. Добавить url в белый каталог Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Каталог сайтов Bi0 495ru.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Мои Наш сайт в каталоге manyweb.ru BannerFans.com Портал для учителей

    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz