Среда, 23.08.2017, 09:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Погода
Категории раздела
Разработки уроков [12]
Оцените мой сайт
Всего ответов: 348

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарик
Фраза дня
Ждем праздника
Осталось...
Главная » Файлы » Уроки » Разработки уроков

Урок литературного чтения. "Колыбельная песня"
[ Скачать с сервера (1.24Mb) ] 12.12.2010, 23:02

Тема -  Народная колыбельная песня.

Цель: развитие добрых и нежных чувств.

Задачи:    Дать образное представление об истоках колыбельной песни;

Приобщать к традициям народной культуры;

Учить видеть красоту и многообразие слова;

                 Отрабатывать навыки выразительного чтения

Ход урока:

 1.Орг. момент.

Пальчиковая зарядка:

2. Проверка домашнего задания.

Игра «Собери слово». На доске буквы: Г,Д,А,А,З,И,К   (загадки)

-        Что вы знаете о загадках?

(  Загадки – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много лет назад. Есть литературные загадки, их сочинили писатели и поэты. Загадка – это задачка, которую надо решить. В загадке дается описание предмета, его главных черт.)

-          Зачем люди загадывают загадки?

-          Как строится загадка?

(Сначала надо решить, о чем будет загадка, т.е. придумать отгадку. Затем назвать несколько признаков,  по которым можно узнать предмет).

-        Загадайте загадки, которые вы сочинили сами.

-        Кому вы сегодня вручите медаль мудреца?

 3.Речевая разминка.

ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ.

-        Прочитайте молча, шепотом, вслух друг другу, индивидуально.

-        Прочитайте с интонацией удивления, восторга, страха.

-        Прочитай с логическим ударением на 1 слово, 2 слово, 3 слово, 4 слово.

 -        С чем мы работали? Для чего? С какой целью?

4.Предположение темы. На доске:

СПАЛЬНЯ              

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

МАМА

ПЕСНЯ

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

-        Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, слушая эти слова?

-        Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?

 Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

(Исполняется колыбельная песня)

-        Подтвердилось ли ваше предположение?

-        Что вы сейчас прослушали?

-        Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

-        (пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)

-        Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?

 Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

 5.История колыбельной песни.

-        Как вы думаете, сколько колыбельных песен на свете?

-        А как они дошли до наших дней?

-        Кто их автор? Как называются такие колыбельные песни?

-        Значит, о каких песнях мы будем сегодня говорить?

-        Благодаря чему они дошли до нас?

 Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.

 -        А сколько лет существует колыбельная песня?

-        Давайте послушаем разговор дедушки и внука.

-        (сценка)

-        Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный и колыбельная?

 Хлеб насущный и колыбель стояли рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу.

Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

 -        А почему песню назвали колыбельной?

 На доске: КОЛЫБЕЛЬ                  (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).

-        Подбери синонимы к этому слову.

-        Как вас убаюкивали в детстве?

-        Каким тоном пела вам мама песню?

 Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

-        А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)

 Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.

В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод. Сейчас мы побудем с вами в роли этого животного.

 6.Физминутка «Медвежата».

7.Творческая работа в группах.

 А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас две карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше. Работаем.

 8. Прослушивание песен.

 А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню.

(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)

У нас есть ребята, которые тоже дома поработали и приготовили для вас колыбельные песни.

 -        Какое настроение слышится в этих песнях?

-        О чем мечтают мамы, когда поют своим детям колыбельные песни?

 9.Зарядка для глаз.

А сейчас каждого из вас мама отправила  погулять с сестренкой или братишкой. Но вот он заплакал. Покачали малыша. Он уснул. Положили в коляску. А тут появилась бабочка. Она летает совсем рядом и может разбудить малыша. Вы замерли, не шелохнетесь. Двигаются только глазки, они следят за бабочкой. Вправо, влево, вверх, вниз, кругами - восьмеркой. Вдруг бабочка взмахнула крылышками и улетела, а вы вернулись домой.

 10.Работа с книгой.

Услышав, что мы говорим о колыбельной песне, к нам пришел Афанасий. Откроем стр. 50.

a)      Чтение за 1 минуту шепотом.

б). Чтение вслух с карандашом.  (Что вы отметили в тексте?)

в). Анализ текста:

-        Что рассказал Афанасий Саше?

-        Как вы догадались?

-        А почему он рассказывал Саше колыбельную?

-        Что значит «глаза слипаются»? Подбери синоним.

-        Кто автор этой песенки? Почему так решили?

-        В какой стране живет этот народ?

-        Что из текста вы узнали про эту страну?

      г).  Повторное чтение колыбельной.

-        Чем занимаются в норвежской семье?

-        О чем мама просит малыша?

-        «Подремать» - подбери синоним.   (спать, заснуть, почивать – устаревшее, с оттенком почтительности.

-        Понравилась ли Саше колыбельная?

-        А почему автор называет его хитрым?

        д.)  Работа над выразительностью чтения.

-        Определение темпа чтения:

На доске: очень быстрый – быстрый – средний темп – не очень медленный – медленный – очень медленный;

-        Определение силы голоса

-        На доске: очень громко – громко – средняя громкость – тихо – очень тихо

-        Выбор эмоциональной окраски голоса (тембр):

-        На доске: низким голосом – обычным голосом – высоким голосом

-        Почему Афанасий колыбельную песню рассказывал, а не пел?

Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»

Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.

РЕЧИТАТИВнапевная речь в вокально-музыкальном произведении.

ЧИТАТЬ РЕЧИТАТИВОМ – значит читать на распев.

-        Значит, как исполняли колыбельные песни?

-        Какой темп выберете для этой песни?

-        Какую громкость? Какой тон?

-        Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни? 

 Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше.

 -        Вы прослушали русские народные колыбельные песни и норвежскую народную песню. Что общего?

 11. Итог  урока.

-        Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни?

-        Понравились ли вам песни, которые сегодня звучали?

-        А кто захотел, чтобы ему мама тоже спела колыбельную песню?

 Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.

Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.

 Сегодня, когда придете домой, загляните в глаза маме.

-        Как вы думаете, что вы в них увидите?

-        После того, что вы увидите в маминых глазах, чтобы вы сделали, чтобы маме стало очень хорошо?

 12. Домашнее задание.

-        Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 50. Что собирается делать Афанасий?

-        Давайте дома выучим для него каждый свою колыбельную песню. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к своей песне.

-        А где вы можете взять эти песни?

 Давайте подведем итог нашему уроку.

Как вы думаете, нужен ли вам этот урок?

Узнали ли вы что-нибудь нового?

Что можете сказать про наш урок?

Категория: Разработки уроков | Добавил: Iskra | Теги: чтение, колыбельная песня, школа 2100
Просмотров: 6367 | Загрузок: 921 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добрый день!
...
Поиск
Живой календарь
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Блог класса "Непоседы"
  • Сайт учителя начальных классов Елегечевой Н.В.
  • Полезные ссылки
    Белый каталог сайтов Учительский портал Методсовет Каталог сайтов OpenLinks.RU SafeWeber.ru GlavBoard.ru Top-uCoz Добавить url в каталог ссылок. Добавить url в белый каталог Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Каталог сайтов Bi0 495ru.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Мои Наш сайт в каталоге manyweb.ru BannerFans.com Портал для учителей

    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz