Сценарий урока:
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
(Организация внимания всех
учащихся, настрой на работу).
2.
Постановка проблемы урока ( СЛАЙД № 1)( Подготовить детей к изучению материала через
постановку проблемной ситуации).
– Наш урок хочу начать с рассказа.
Петя написал
своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля
записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал
товарищам Петя. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках
у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились,
что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Петя?
– Как правильно записать это слово?
- А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?
3. Постановка
темы и цели урока( СЛАЙД № 2)
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего
урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне
слова».)
Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать
безударные гласные в корне слова.
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно
писать слова с безударной гласной в корне.)
– В течение урока будем отвечать на вопросы: Что,
где, как и чем надо проверять?
Актуализация знаний.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а,
о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные
проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется
ударением.)
4. Каллиграфическая
минутка. (Слайд № 3, гиперссылка «Буквы»
)
- Давайте в
минутке чистописания и поработаем с этими буквами. Пишем буквы в воздухе,
носиком и в тетради. (Дети двигают в воздухе ручкой и носом вслед за движущимся
написанием буквы на экране, а затем в тетрадь)
5. Повторение
последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова.
(Алгоритм проверки). Коллективная форма работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
Алгоритм проверки
безударных гласных (Слайд № 4)
ü
Прочитать слово.
ü
Поставить ударение.
ü
Выделить корень.
ü
Определить безударную гласную.
ü
Подобрать проверочное слово.
6.Орфографический
тренинг. Отработка умения правильно
обозначать безударные гласные в корне. (Слайд № 4, гиперссылка «Конвейер»)
- Вот давайте мы сейчас и проверим, как работает наш
алгоритм. Вы читаете слово на экране, показываете сигнальную карточку с
необходимой буквой и называете проверочное слово.
- Как проверяли безударную гласную в корне слова? (Изменяли
форму и подбирали родственные слова)
7. Наблюдение над проверочными и проверяемыми словами.
Работа в парах.
(Слайд № 5,6)
Вода, водный,
наводнение
Ночной, ночка,
ночевать
Море, моряк, заморский
– Внимательно прочитайте слова. Что можете сказать?
(Родственные слова, у них одинаковый корень и близкое значение)
-- Запишите эти слова в тетрадь и определите, в каждой
строчке слова с безударной гласной в корне. Подчеркните те из них,
которые могут быть проверочными. Поработайте в парах.
Проверка.(
– Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую
гласную в корне падает ударение.)
8. Физкультурная
минутка.
9.Актуализация знаний
о безударных звуках и буквах. Закрепление изученного. Орфографический тренинг.
(Слайд № 7)
- Какие гласные звуки нам доставляют проблемы без
ударения ( а, и)
- Какими буквами можно обозначить звук [а]? (а, о)
-- Запишем слова в 2 столбика: сады, дома, травинка, страна, водичка,
старик, сосна, морской.
-- Вспомним, какими буквами можно обозначить безударный
гласный [И] ? (и, е, я)
--Запишем в 3 столбика: блины, грибной, блестеть, звезда,
блестеть, висеть, звезда, цветной,
снега, цветной, стирать
-- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить
форму или подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал
ударным)
10. Отработка умения
подбирать родственные слова. Работа в группах.
- Давайте потренируемся в подборе родственных слов.
На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать. Поработайте
в группах.
Корни: 1) –лес-;
2) - вод- ; 3) - ночь -
; 4)- тишь- ; 5) -
мор- ; 6) - реч-
Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
11.Наблюдение над
правильным подбором родственных слов. Коллективная работа.
(Слайд № 8)
-- Прочитайте предложения. Найдите похожие слова. Подумайте,
какую букву нужно писать. Вместо вопроса подберите проверочные слова.
Мальчик устал ( ?)
с..деть на стуле.
Бабушка рано стала ( ?
) с..деть.
Я долго ( ? ) сл..зал
с крыши.
Щенок быстро ( ?
) сл..зал всё молоко.
Брат мне ( ? ) подп..вал.
Это лекарство нужно (
? ) зап..вать водой.
-- Что нужно учитывать при выборе проверочных слов? ( Они
должны быть родственными, иметь общую
часть и близкое значение).
12.Составление модели правила проверки безударных гласных в корне
слова. (Слайд № 9)
13. Итог урока. Рефлексия.
-
Чему учились на уроке?
-
как
проверить безударную гласную в корне?
-
Какое
умение мы отрабатывали на уроке?
Самооценка собственной работы на уроке.
-- Что бы вы хотели сказать об уроке? Чью работу хотели
бы отметить?
|